Автономные технологии: презентация NavioSim

Споры в русском правительстве о правовом статусе беспилотного транспорта продолжаются, однако инновационные технологии в этой области продолжают развиваться. Не так давно мы сообщали о старте эксплуатации беспилотных грузовиков на трассе М-11 и запуске тестирования беспилотных такси от Navio, эмблемой которой является переход от «Сберавтотех» к новому бренду. Теперь же Navio представила свой последний продукт — симулятор NavioSim. Чем он может быть полезен? Важным аспектом функционала современных беспилотных автомобилей являются следующие компоненты: 1. Сенсорные системы (лидары, радары и камеры); 2. Навигационные системы (GPS, карты и модули); 3. Системы управления транспортом; 4. Программное обеспечение для принятия решений. Основной сложностью при работе с беспилотными автомобилями является необходимость создания алгоритмов, что по-прежнему подразумевает значительное ручное вмешательство. Это приводит к проблеме, известной как Long Tail, поскольку охватить все реалистичные дорожные сценарии в ручном режиме становится крайне сложно. В качестве решения Navio внедрила генеративный искусственный интеллект GenAI на базе VLA-моделей (Vision-Language-Action), что позволяет наладить связь между восприятием, прогнозированием и действиями. Несмотря на достигнутые успехи, совершенно новые сценарии для обучения ИИ по-прежнему остается недостаточно исследованными, даже после миллиона протестированных километров. Здесь на помощь приходит новый симулятор NavioSim, способный создавать виртуальные водители. Важно отметить, что его достоинства не только в детализированном воспроизведении дорожных ситуаций, схожем с записями с видеорегистраторов, но и в создании неизмеримого числа различных сценариев, включая вариации по окружающим факторам. Это значительно ускоряет процесс разработки и уменьшает риски в работе автоматизированных автомобилей. NavioSim обеспечивает три направления тестирования: 1. SIL (Software-in-the-Loop) — тестирование программных алгоритмов в виртуальной, контролируемой среде; 2. HIL (Hardware-in-the-Loop) — исследование взаимодействия программного обеспечения и аппаратного обеспечения в реальных условиях; 3. VIL (Vehicle-in-the-Loop) — использование автомобиля в симулятивных условиях, где данные передаются на его датчики. Для работы симулятора используется как информация из реальных поездок, так и графическое создание уникальных ситуаций. Как быстро автономный транспорт сможет адаптироваться к реальным дорогам с использованием новой технологии, покажет время. Вдобавок продолжаются работы над аппаратными решениями, например, над системами очистки камер в беспилотных автомобилях.