Автопроизводители выступают за ограничения на импорт зарубежных автомобилей для частных лиц
Автомобильный рынок России: инициативы по изменению утилизационного сбора
Объединение автопроизводителей России (ОАР) инициировало обращение в Министерство промышленности и торговли с целью изменения системы начисления утилизационного сбора на автомобили. Этот шаг направлен на борьбу с "серым" импортом, который осуществляется через регистрацию автомобилей на физических лиц. Основные участники ОАР — это такие компании, как АВТОВАЗ и КАМАЗ.
Как сообщает Интерфакс, коллективное письмо направлено главе Минпромторга Алиханову, в котором подчеркивается, что действующая методология, прописанная в постановлении правительства №1291 от декабря 2013 года, устарела. Автопроизводители предлагают изменить привязку утильсбора с рабочего объема двигателя на его мощность. Это особенно актуально, поскольку современные автомобили часто оснащены высокими мощностям при малом объеме.
Текущая система приводит к тому, что нагрузки утилизационного сбора для автомобилей разных ценовых категорий становятся одинаковыми. К примеру, Changan Alsvin с рекомендованной ценой 1,85 млн руб. облагается такой же суммой, как и BMW X3, стоимость которого составляет 8 млн руб. Это вызывает вопросы о правомерности положения.
Кроме того, в ОАР обсуждают ухудшение авторынка из-за существующих льготных ставок для физических лиц, которые фиксируют 3400 рублей за автомобили до трех лет и 5200 рублей за более старшие. Эти условия способствуют росту "серого" импорта, и по данным на 2025 год, 50-70% автомобилей на рынке могут оказаться без необходимых гарантий и обслуживания, что также отражается на недополучении бюджетом доходов из-за обхода высоких ставок утилизационного сбора для юридических лиц.