Электромобили показали рост на 40% в третьем квартале, но Zeekr пережил резкое падение продаж
Электромобили на перепутье: изменения в законодательстве и их последствия
На фоне неопределенности в отношении к электромобилям, правительство периодически меняет свою политику. С начала текущего года утилизационный сбор на электромобили значительно возрос — теперь он равен 667 400 рублей для моделей с объемом двигателя до двух литров. Как это отразилось на продажах? По данным первой четверти 2024 года, объем продаж сократился почти в два раза: за три месяца реализовали 1854 автомобиля по сравнению с 3844 элементами в предыдущем квартале. Второй квартал показал незначительный рост: на учет встали 2546 электромобилей. В третьем квартале наблюдается дальнейшее улучшение ситуации: было продано 3586 единиц, что почти сравнимо с показателями последнего квартала 2024 года.
Вопрос о будущем продаж электромобилей вызывает интерес. В прошлом году продажи достигли стабильного уровня около 1200 автомобилей в месяц, а в этом году с апреля по сентябрь ситуация складывалась следующим образом: 795 в апреле, 786 в мае, 965 в июне, 1257 в июле, 1082 в августе и 1247 в сентябре. Важно отметить и статистику по электромобилям 2025 года: в апреле было продано 196 штук, в мае — 334, а в сентябре — 597. Несмотря на наличие большого количества машин на складах, предстоящие изменения связанные с утилизационным сбором создают дополнительное давление на рынок.
В третьем квартале наибольшее количество электромобилей продала компания Zeekr — 891 авто. Однако доля этой марки на рынке заметно уменьшалась с 38% в конце 2024 года до 25% к третьему кварталу 2025 года. Завод «Москвич» также активизировался — с июля по август реализовали 430 автомобилей 3е, но производство этой модели уже остановлено.
Нашли своих покупателей и другие марки. Evolute реализовал 539 машин, однако лидером среди электрических моделей осталась модель i-Pro с 363 проданными экземплярами. Несмотря на расширение сети, модель A5 бренда Amberauto показала относительно низкий результат — 277 авто. Запасы Orа открывают распродажу, но реализовали всего 50 штук. Компании BYD и Avatr, напротив, улучшили свои результаты, составив соответственно 258 и 263 машины. Несмотря на вклад крупных марки, по-прежнему наблюдается слабый интерес к нескольким другим брендам.
Крупная новость среди новинок — появление Eonyx М2: в сентябре модели нашлись три покупателя. Это стало знаковым событием для нового производителя, долгое время находившегося в тени.
Каково будущее электромобилей на фоне изменений в законодательстве? О каким спросе на модели Zeekr будет говорить через год? Комментарии, как всегда, открыты для обсуждения.